Больше, чем встречает глаз
Как-то XenaPhoenyx писала о фанфикшене и была у нее такая мысль, что фанфикшен обычно считают второсортным жанром, низкокачественным в литературном смысле.
И вот я сегодня задумалась, а можно ли фанфикшен, как жанр, стать чем-то высокохудожественным? Я, разумеется, имею в виду жанр в целом, а не отдельные фанфики - хорошие авторы могут достигать прямо-таки запредельных высот, но ориентироваться мы будем на общие тенденции.
В дискуссии, касающейся введения нового правила на Трансфикшензе, Firrior сегодня написала "Может быть, мы доживём до того момента, когда некоторые авторы будут избегать всех литературный болезней столь качественно, что вместо плохих фанфиков начнут писать хорошие" Реально это или нет?
Я думаю, нереально.
По сути, фанфикшен - это произведения написанные на голых эмоциях, в лихорадке абстинентного синдрома, вызванного тем, что мы пристрастились получать удовольствие от просмотра серий/комиксов, а оно бац и закончилось. Но герои уже прочно поселились в душе и фантазиях и хочется играть с ними дальше и дальше. Будет ли такое произведение по сути хорошим? Мне кажется, нет. Даже не учитывая тот факт, что пишется фанфикшен людьми, неискушенными на литературном поприще.
Я пересматриваю свои старые фанфики, написанные год назад в этаком любовном угаре и из текста прямо-таки прут комплексы и овуляшечная неадекватность. Я не знаю, чем должен руководствоваться настоящий писатель, предположительно отражать действительность. А когда ты руководствуешься своими нереализованными желаниями, что хорошего может выйти?
Я, конечно, не говорю, что фанфикшен как жанр должен прекратить существование. Он нужен определенной категории людей - фанам. Но общее правило таково - если ты не фанат этой вселенной, фанфик будет тебе неинтересен. По крайней мере в 99,99%. В отличие от классического произведения, которое интересно если не всем, то многим. Просто я хочу сказать, что, похоже, не стоит ждать от фанфикшена слишком многого. Исключения, возможно, есть, да, но они только подтверждают правило.
PS:Это не означает, что я разлюбила фанфики, буду писать и переводить дальше, я же фанат. ))
И вот я сегодня задумалась, а можно ли фанфикшен, как жанр, стать чем-то высокохудожественным? Я, разумеется, имею в виду жанр в целом, а не отдельные фанфики - хорошие авторы могут достигать прямо-таки запредельных высот, но ориентироваться мы будем на общие тенденции.
В дискуссии, касающейся введения нового правила на Трансфикшензе, Firrior сегодня написала "Может быть, мы доживём до того момента, когда некоторые авторы будут избегать всех литературный болезней столь качественно, что вместо плохих фанфиков начнут писать хорошие" Реально это или нет?
Я думаю, нереально.
По сути, фанфикшен - это произведения написанные на голых эмоциях, в лихорадке абстинентного синдрома, вызванного тем, что мы пристрастились получать удовольствие от просмотра серий/комиксов, а оно бац и закончилось. Но герои уже прочно поселились в душе и фантазиях и хочется играть с ними дальше и дальше. Будет ли такое произведение по сути хорошим? Мне кажется, нет. Даже не учитывая тот факт, что пишется фанфикшен людьми, неискушенными на литературном поприще.
Я пересматриваю свои старые фанфики, написанные год назад в этаком любовном угаре и из текста прямо-таки прут комплексы и овуляшечная неадекватность. Я не знаю, чем должен руководствоваться настоящий писатель, предположительно отражать действительность. А когда ты руководствуешься своими нереализованными желаниями, что хорошего может выйти?
Я, конечно, не говорю, что фанфикшен как жанр должен прекратить существование. Он нужен определенной категории людей - фанам. Но общее правило таково - если ты не фанат этой вселенной, фанфик будет тебе неинтересен. По крайней мере в 99,99%. В отличие от классического произведения, которое интересно если не всем, то многим. Просто я хочу сказать, что, похоже, не стоит ждать от фанфикшена слишком многого. Исключения, возможно, есть, да, но они только подтверждают правило.
PS:Это не означает, что я разлюбила фанфики, буду писать и переводить дальше, я же фанат. ))
Тут как с фанартом - есть вещи на уровне первоисточника, есть даже куда как более качественные... и куча разных рисунков любителей. Если любителям, например, запретить выкладывать свои произведения в массовый доступ, то сразу станет понятно, что и фанфикшн - вещь не второсортная, и фанарт-то на самом деле хорош.
*тем более, не стит забывать, что некоторые опубликованные вещи признанных авторов являются, по сути, фанфиками*
Фанфикшен - это разновидность синтетического искусства. И как в любом искусстве классическими - то есть лучшими в жанре произведениями -становятся единицы. В любом жанре есть произведения, из которых прут комплексы и овуляшечная неадекватность. Вот ровно на днях жена закончила перевод такой вот книги - ни разу ни фанфик. Традиция продолжательства - это просто издержки нашего времени, когда все что стоило сказать, сказано до нас.
Для настоящего писателя написать нечто по чужому миру может быть своего рода челлнджем. Когда пишешь ориджин - ты верховный бог своего мира, и все будет так, как угодно тебе. Это один челлендж. Когда ты пишешь вторичное произведение по авторскому миру, ты в лучшем случае младших божок, и играть приходится на чужом поле, в мире, правила которого уже известны и твоя задача "вписать" свои идеи и пресонажей в уже готовые правила. Это другой челлендж. Другая творческая задача. Что касается какие цели ставит писатель - полагаю, это зависит от писателя, и не факт, что у всех они одинаковые.
Возможно, я со временем становлюсь слишком придирчивой. Возможно, все мы становимся. Но, возможно, это и есть рост?
А то, что фанфикшн вторичен, не лишает его возможности относиться к искусству. Это мешает только восприятию его теми, кто незнаком с источником, но ведь допустим, если человек, не знакомый с греческой мифологией и не интересующийся ей, не оценит Иллиаду, ее объективная ценность не уменьшится.
В конце концов, не оригинальность образов и мира делает произведение искусства произведением искусства, а сила эмоционального воздействия, яркость идеи и многозначительность.
И мне кажется, фанфикшн не обязательно вызван абстинентным синдромом. Человек просто может брать нравящихся ему персонажей и миры, потому что это проще и приятнее, чем выдумывать новых. Или потому, что именно канон заставил появиться идею; не в ориджинале же ее выражать, когда она рождена каноном и связана с ним.
но когда пишешь по чужой вселенной-просто эмоций и сериалов недостаточно. Каждый ведь воспринимает персонажа через себя. и получается по сути произведения не про каноников, а про людей, представляющих себя на месте этих самых каноников.
поэтому по-настоящему хорошее произведение может получиться, если автор 1.знает вселенную на уровне авторов этой вселенной, а не нахватавшись по верхам 2.способен абстрагироваться от своего персонажа и смотреть на него со стороны 3. способен оценить критику и внести исправления, если таковые имеются 4. обладает хорошим слогом и стилем написания.
и само собой, автор фанфикшена должен признавать, что он только двигает фигуры на чужой доске, что он не лучший и вряд ли лучшим станет. тогда не будет лишних эмоций, раздутого самомненияи прочей мишуры, которая мешает читать. и, опять-таки, уровень произведения зависит все-таки от жанра. Написать хороший слэш тот же самый намного сложнее, чем написать высококачественный стеб и прочее.
я часто читаю фанвики по абсолютно незнакомым вселенным. и попадаются авторы, которые пишут настолько хорошо, что мне все равно, про что они пишут. определить такой читателю легко в принципе. если возникает желание рыть по гуглям незнакомые слова и понятия этой вселенной, потому что чешется и хочется узнать - значит произведение действительно зацепило. а если оно зацепило-оно не ширпотреб.
а можно ли фанфикшен, как жанр, стать чем-то высокохудожественным?
нет, не может - по закону среднего или как он там называется. я про то, что в массе людей, делающих какую-то работу, 2/3 ее будет сделано посредственно. аа, Гауссово распределение, вспомнила. 68%, кажись.
фанфикшен - это произведения написанные на голых эмоциях
ту хум хау
мы пристрастились получать удовольствие от просмотра серий/комиксов, а оно бац и закончилось.
или в каноне есть дыры/недоразвитые моменты, на которых хочется задержаться подробнее.
Я не знаю, чем должен руководствоваться настоящий писатель, предположительно отражать действительность.
навыками и рекомендациями creative writing. это просто у нас (именно у русских фанов, почему-то) вбито (подозреваю, в антитезу школе), что писать можно интуитивно, не изучая теорию. а фигвам. сочинительству, как и игре на муз. инструменте или рисованию, нужно учиться.
Но общее правило таково - если ты не фанат этой вселенной, фанфик будет тебе неинтересен. По крайней мере в 99,99%. В отличие от классического произведения, которое интересно если не всем, то многим.
тебе интересен... ээ, Бальзак? или книги из списков бестселлеров? я к тому, что это тоже такое скользкое и искусственно насаждаемое в литературе заблуждение - что классика вечна.
Вот эти фики читать не интересно. Но они не единственные, к счастью.
Думаю, если автор пишет хорошо, непредвзятый читатель может с удовольствием читать фик, не будучи знакомым с фэндомом. Но разброс в фанфикшене, как и в художественной литературе, будет всегда, и большая часть работ будут посредственными - как и среди любых других сфер, не обязательно только в литературе.
Фанфикшн - тот же фанарт, по сути. Прекрасно нарисованная картина, которая передает настроение, заставляет задуматься, уже не выносит на первый план тот факт, что там изображен персонаж А. Хороший фанфик хорош прежде всего отнюдь не тем, что в нем упоминается персонаж Б и его знаменитый оранжевый свитер.
Сейчас фанфикшн признают ниже литературы. Спорить не берусь, имхо - это просто другая категория.
Но во времена молодости моей матери фантастику тоже отказывались признавать за литературу.=)
Я не знаю, чем должен руководствоваться настоящий писатель, предположительно отражать действительность.
Не этим. Точнее, отнюдь не только этим.
Написать хороший слэш тот же самый намного сложнее, чем написать высококачественный стеб и прочее.
ой нет
все так, но скриптованию поддаются многие жанры (детективы те же), но для юмора надо, собс-но, иметь это чувство юмора. то, что таковым считает большинство авторов стебных фиков, пардон, и рядом не валялось. но это опять он же - закон нормального распределения, зараза ))
мне тут подумалось, почему в ТФ в принципе меньше хороших фиков, чем, скажем, по ГП - и это если сделать поправку на количество. писать с т.зр. ксеноса не то что сложно, а практически нереально. челлендж!
Я тоже считаю, что фанфикшн, как жанр, не лучше и не хуже остальных, хотя, бесспорно, имеет ряд отличий, как, к примеру, вседоступность. То бишь, то, что фик может написать любой, понижает общее качество, конечно. Но зато есть прекрасные вещи, которые никогда бы не были написаны, если бы не движение фанатства, так сейчас развитое.
И плохие вещи будут всегда - тут не стоит строить иллюзий. Это закон социума: хорошего всегда мало.
Но, Джаст, фанфикшн - это далеко не просто написание "на эмоциях". Да, это использование уже созданных, чужих миров, но использовать-то можно по-разному.
И, хех, неужели ты думаешь, что мы - мы все, фанаты, - такие первые?)))) Между прочим, фанфикшн и фанарт - это очень старые жанры, если подумать. Существовали, например, целые эпохи (!!), в которые было принято поднимать классические темы, и творцы творили именно в этом ключе. Половина изобразительного культурного наследия, если не большая часть, - это фанарт древнегреческого, скандинавского, библейского и прочего эпоса! Эпоха Ренессанса - вообще сплошное обращение к мифам. И что, разве это как-то принижает имена великих художников, если они рисовали иллюстрации к тем или иным мифам?))) Да нифига))
И фанфикшн тоже писали. Вспомнить хотя бы "Унесённых ветром" Митчелл, к которым фанатка написала продолжение, а сейчас многие считают его равноценным первому роману.
Всё это, Джаст, старо как мир)) Мы просто, благодаря интерактивной связи фанфикера и фанридера, благодаря вообще всемирно охватывающему интернету, сильно разрослись, только и всего.
И кстати, насчёт руководства нереализованными желаниями. Хы. Ну а чем, по твоему, руководствовались и руководствуются писатели?)) Так или иначе, у них свербит идея, мысль, которая ищет выход, воплощение. Лично я творю точно по такой же причине.
как ни странно, в плане тф наиболее правдоподобные и в техническом плане лучшие фики выходят у тех, кто хорошо знаком с техникой)
вообще сейчас сложно придумать что-то новое и нешаблонное. но даже с использованием шаблонов нужен писательский талант, чтобы написать хотя бы хороший шаблон.
имхо
зы. just_war, обложка будет готова завтра-послезавтра.
Мр...
Я прочитала множество фанфиков самых разных авторов и по самым разным фендомам (сейчас читаю три фанфика в процесе написания по З:ПК). И вот какой вывод я могу сделать: фафики на эмоциях - это графомания, фанфики написанные более ли менее професионально, а иногда - и бездушно, взглядом професионала в своей сфере (медики, юристы, социологи, психологи, журналисты) можно читать именно так, не зная вселенной.
При написании фика нельзя упиваться переживаниями, полученными в процессе прочтения - просмотра, иначе читать эти излияния невозможно. Более того ваши первоначальные выводы могут быть совершенно ошибочными, я много лет в фикшене, а сама такое делаю. (совсем недавно заметила за собой именно такую ошибку в анализе событий в сериале). Более - того если фики про инопланетную жизнь, то извольте изучить возможности данные физикой, химией и астрономией.
Джазз, вы совершенно правы по поводу своего замечания о неправдоподобности. Если ты не техник - изволь писать о психологии а не "физиологии". Я залюбилась когда писала по ТФ, а я писала чистую психологию!
Эстебан Бореад историчесски фики существтвали на про, да и не только протяжении существования письменного творчества. HadesWench позвольте не соглаиться, всё же ТФ-фикшен более ли менее рафинирован от "деффачек", чем ГП. О... я по тому и перестала использовать ГП - фикшен в качестве источника примеров для статей по фанфикшену. Но во времена молодости моей матери фантастику тоже отказывались признавать за литературу.Nueteki ох были бы ваши слова да пророчеством... но... когда на Звёздном мосту мой друг -фантаст ляпнул что я фикер - наливать стали больше и качественнее. или в каноне есть дыры/недоразвитые моменты, на которых хочется задержаться подробнее.HadesWench прямо таки фраза из моего доклада по фанфикшену на конференции по культурологии.
Ну и теперь в общем о юморе в фикшене.
Вот я, фикер, да? есть фендом который я могу обстебать со всех сторон, и горько жалеть персонажей, нежно их любя. А есть фендом по которому я не могу, не получается и всё, только грустно философское. Это вопрос такой. Иногла почитаешь стёб на персонажем которого откорвено жалко, и немножко тошно. Перегибания палки - лишнее.
ТФ-фикшен более ли менее рафинирован от "деффачек"
если бы!
Джазз
как ни странно, в плане тф наиболее правдоподобные и в техническом плане лучшие фики выходят у тех, кто хорошо знаком с техникой
точно! кстати, прекрасный рецепт от излишней эмоциональности и гормонов при сочинительстве - начать читать про соответствующую матчасть. если и теормех не помог - ну все, тогда точно любовь
Насчёт первого - это не то чтобы проще и приятнее; это востребованнее. Ориджинал может оказаться никому не нужен, а фанфик прочитают только потому, что там есть знакомые персонажи.
Кстати, фанфики - неплохая стартовая площадка для тех, кто в будущем собирается писать ориджиналы. Набивание руки, изучение построения собственных обоснуев на опыте следования чужим.